Романова Наталья Николаевна
Принципы организации музыкального воспитания
Главными целями начального музыкального образования является: - игровое, творческое развитие личностного потенциала ребенка, - развитие природной музыкальности, - развитие способности к творческому самовыражению как условие радостного бытия детей и их дальнейшей успешной самореализации в жизни. Музыкальное воспитание развивает не только природную музыкальность, но и способствует в полной мере формированию у детей общей культуры, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, развитию их личностных качеств (физических, интеллектуальных), а также сохранению и укреплению здоровья, профилактике икоррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии. В музыкальном образовании детей можно выделить как общие задачи, касающиеся целостного развития ребенка, так и специальные, конкретизирующиеся в различных видах музыкальной деятельности. К общим задачам относятся: - приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально-творческую деятельность в синкретических формах (русский народный фольклор, фольклор других народов, классическая музыка зарубежных и русских композиторов, детская современная музыка); - воспитание интереса и любви к музыке; - развитие эмоциональной сферы, эмпатии; - развитие внутренних психических процессов: внимания, памяти, мышления; - развитие креативных способностей: творческого воображения и фантазии, потребности к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности; - развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: способности к сопереживанию, ответственности, толерантности, и др. - развитие речи; - развитие движений, ориентировки в пространстве. К специальным задачам относятся: - развитие музыкальных способностей детей в основных видах музыкальной деятельности, - профилактика и коррекции индивидуальных проблем развития средствами музыки (в случае необходимости). К основным видам музыкально-творческой деятельности традиционно относятся: 1. Восприятие музыки. 2. Исполнительская деятельность (пение, музыкально-ритмическая деятельность, творческое музицирование); 3. Музыкально-творческая деятельность (специально организованная импровизация в различных видах исполнительской деятельности); 4. Музыкальная познавательная деятельность (освоение элементарных знаний, формирование основных понятий и представлений о музыкальном искусстве, доступных дошкольникам). Восприятие музыки – базовый вид деятельности, поскольку является основой для всех остальных, которые, как правило, используются комплексно в различных игровых формах. Основные условия реализации программы: - создание развивающей музыкальной среды (взаимодействие детей со взрослыми, увлеченными музыкой и понимающими ее значение в жизни ребенка, отбор высокохудожественной музыки, сопровождающей жизнедеятельность ребенка; наличие качественных музыкальных инструментов и игрушек, и др. ); – предоставление возможности каждому ребенку творчески реализовать себя в каждом виде музыкальной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями; - создание комфортных условий для музыкального развития детей: каждая встреча с музыкой должна доставлять детям искреннюю радость и удовольствие. Основные принципы реализации программы музыкального образования детей сформулированы в соответствии с: - современными научными взглядами об основах развивающего обучения в непрерывной сфере образования, формирования у детей деятельностных способностей; - новым федеральным государственным стандартом дошкольного образования. К ним относятся принципы: - принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая не только снятие всех стрессообрзующих факторов, но и обеспечивающая переживание радости, чувство удовлетворения, увлеченности деятельностью). - принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми на основе творческого музицирования, импровизации в различных вилах музыкальной деятельности); - научной обоснованности и практической применимости (содержание, формы, методы музыкального воспитания детей, предложенные в данной программе, обоснованы российскими и зарубежными исследованиями в области музыкальной педагогики); - соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (оптимизация содержания музыкального образования, возможность «на малом учить многому»); - единство воспитательных, обучающих, развивающих целей и задач, (реализуется в соответствии с логикой системы музыкального развития, предложенной данной программой); - принцип целостности (новые знания (в т.ч. и о музыке) раскрываются в их взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира); - принцип минимакса (разноуровневое музыкальное развитие детей – в соответствии со своими природными и возрастными возможностями); - принцип вариативности (предоставление детям возможности выбора степени форм активности в различных видах музыкально-творческой деятельности); - принцип творчества (обеспечение возможности для каждого ребенка приобретения собственного опыта творческой деятельности); - принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между содержанием музыкального образования в детском саду и начальной школе); - принцип интеграции образовательных областей (музыкально-творческая деятельность позволяет интегрировать практически все образовательные области в зависимости от педагогических целей и задач). - комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (реализация настоящей программы предполагает организацию совместной музыкально-творческой деятельности педагога с детьми на основе игровых тематических проектов).
В своей работе по музыкальному воспитанию я стараюсь реализовать все вышеперечисленные дидактические принципы. Принцип психологической комфортности. В своем музыкальном зале мы постарались создать с одной стороны уютную обстановку для наших воспитанников, с другой стороны, в зале есть много всего интересного, чего малыши не видят ни в группе, ни дома. Всё это не только дарит детям радость, вызывает интерес, но и помогает малышам (особенно тем, кто только пришел к детский сад) адаптироваться к детскому саду, не случайно, новенькие детки, которые ещё скучают и тяжело переживают расставание с мамой, завидя меня, вытирают слезки и радостно бегут навстречу и готовы идти ко мне «в гости» в любое время. Принцип деятельности. Примером работы этого принципа может служить наши игры и «опыты» со звуками, какими бывают звуки, мы, даже с малышами, определяем в практической деятельности. Точно также, опытным путем, знакомимся и с музыкальными жанрами. Пробуем танцевать под марш или наоборот маршировать под танцевальную музыку. Самостоятельные «открытия» помогают детям быстрее научиться адаптироваться в мире музыки. Принципнаучной обоснованности и практической применимости. Восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии, приобщение ребенка к искусству требуют осмысления, что невозможно без участия воображения, памяти и мышления. Включение мышления в процесс эстетического восприятия – основа для развития наблюдательности, становления сенсорной культуры, оценочных суждений.Содержание, формы, методы музыкального воспитания детей, разработанные лучшими педагогами, учитывают основные положения возрастной психологии и дошкольной педагогики, и при этом имеют возможность реализации в массовой практике дошкольного образования. Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности. Приведу пример: разучивая с малышами малые фольклорные формы, народные песни и пляски, мы знакомим «наше будущее» с его историей, его «корнями». Хватит уже быть «Иванами, не помнящими родства». Патриотизм, любовь к родной земле, природе начинается именно с этого. Единство воспитательных, обучающих, развивающих целей и задач. Этот принцип учитывается постоянно в регулярном проведении НОД, развлечениях и праздниках. Принцип целостности. Например, слушая пьесу М. Глинки «Жаворонок», в первую очередь мы говорим о данной птице, местах ее обитания, ее отличительных чертах. Рассматриваем иллюстрации, альбомы. Смотрим видео, обсуждаем природу. Беседуем о том, что все это неповторимо, и наша задача – сберечь всю красоту родной земли дляновых поколений.Затем делаем акцент на творчестве композитора, рассказываем о его творчестве, о том, чем он знаменит.
Принцип минимакса. Все дети разные и каждый из них развивается своим темпом. Вместе с тем, обучение сориентировано на некий средний уровень, который слишком высок для слабых детей и явно недостаточен для более сильных. Это тормозит развитие, как сильных детей, так и слабых. Например, я работаю в разновозрастной группе, где собраны ребятишки от 4 до 6 лет. Так вот работу в этой группе я строю именно по этому принципу. Чтобы учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперед своим темпом, часто выделяют два, четыре, шесть, восемь и т.д. уровней. Однако реальных уровней в группе ровно столько, сколько детей! Кто возьмет на себя ответственность их точно определить? Выход здесь один: выделить всего лишь два уровня - максимальный, определяемый зоной ближайшего развития детей данной возрастной группы , и необходимый минимум, то есть тот минимальный объем знаний, который обеспечивает возможность дальнейшего обучения. Принцип минимакса заключается в следующем: ДОУ обязано предложить своему воспитаннику содержание образования по максимальному уровню, а ребенок может усвоить это содержание по минимальному уровню. Система минимакса является, видимо, оптимальной для реализации индивидуального подхода, так как это саморегулирующаяся система. Принцип вариативности. Я использую в работе программы и технологии, основанные на методике музыкального воспитания детей Карла Орфа. Принципы, положенные К. Орфом в основу деятельности школы, сводятся к следующему: активизация творческого начала каждого ребенка; нет музыкально неодаренных детей, музыкальные способности можно развить вне зависимости от степени их выраженности; коллективная музыкальная деятельность детей, совместное музицирование; оптимизация музыкально-ритмического чувства и музыкального слуха; широкое использование первоэлементов музыки (немузыкальных звуков и звукоизвлечения — щелчки, хлопки, притопы, голосовые звуки и т.д.);особая роль слова в вокализации, мелодико-интонационное произнесение; синкретизм (соединение музыки, движения, слова и театра); импровизация; креативность; импровизационный спектакль — итог начального музыкального образования. Принцип творчества. Для этого в своей работе я активно использую певческие творческие задания У. Тиличеевой, Т. Бырченко, в музыкально-ритмических движениях– коммуникативные танцы А. Бурениной, в игре на детских музыкальных инструментах – методику Т. Тютюнниковой. Принцип непрерывности. У нас в городе очень хорошо налажена работа методических объединений. Наше ГМО музыкантов работает очень плодотворно, на его заседаниях часто обсуждаются вопросы преемственности работы ДОУ и школы. Учителя музыки – частые гости на наших открытых мероприятиях и конкурсах. Воспитанники нашего детского сада посещают концерты, как близлежащей школы, так и Детской школы искусств. Принцип интеграции образовательных областей. Интеграция – это состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса, она должна охватывать все виды деятельности. Решая задачу художественно-творческого развития детей в интегрированном образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения мы рассматриваем интеграцию как способ приобщения детей к законам искусства и формирования целостной картины мира. Музыка – интегрированный предмет, известно давно. О взаимосвязи литературы и музыки написано и сказано очень много, порой музыка вдохновляла поэтов, а порой литературные произведения рождали у композиторов интересные музыкальные идеи. Поэтому форма проведения музыкальных интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Искусство, так или иначе, входит в содержание разных занятий, и, прежде всего, через такие образовательные области, как «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Например: тема природы: «Золотая осень» развлечение для детей среднего возраста, которое проходило в музыкальном зале. Данная тема объединила в себе такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». В содержание этой непосредственно образовательной деятельности было включено всё, что дети узнали, выучили, запомнили за месяц: и о осенних природных явлениях, и как лесные звери готовятся к зиме. Дети пели песни, отгадывали загадки, танцевали, играли, и вся их исполнительская и игровая деятельность посвящена одному времени года – осени. Дети слушали «Осеннюю песнь» муз. П. Чайковского, весело танцевали с осенними листьями, включались в игры, хороводы и т.д. В содержании занятия вокруг темы «Золотая осень» объединяется самый разнообразный материал – здесь присутствует совокупность природных явлений в художественных образах. Нам было важно закрепить у детей: любовь к природе родного края; доброжелательное отношение друг к другу; умение взаимодействовать в группе детей. Вызывать у детей положительные эмоции. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. Главная задача нового планирования – сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. Возможно учитывать так называемый «событийный» принцип, то есть то, что представляет интерес детей данной возрастной группы, и этот интерес совпадает с интересом взрослых, которые с ними работают. И вся эта работа проводится с учетом основного ведущего вида деятельности, игре. При данном способе планирования работы необходимо чтобы педагоги могли найти интересные темы для работы с детьми, чтобы образовательный процесс был организован соответствующим образом, чтобы жизнь детей была насыщенной, интересной, содержательной, а образовательный процесс- мотивированным. Потому что ребенок способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослым, если она станет его собственной программой, то есть если она для него станет интересной и значимой. Другой вариант планирования – это реализация проектов. При этом каждый проект- это тема, которой объединены все виды деятельности детей. Продолжительность проекта различна от 1 дня до 1 года. Я активно использую этот метод в своей работе. В прошлом учебном году мы реализовали долгосрочный проект с детьми подготовительных групп «Ложкари», а также проекты «Салют Победы», «Путешествие на необитаемый остров». Наш детский сад приобрел орфовские музыкальные инструменты, поэтому мной был разработан и осуществлен проект «Мы – музыканты», итогом этого проекта стала победа на городском музыкальном конкурсе «Золотой ключик», где мы исполняли пьесу Д. Шостаковича «Шарманка». 3 февраля 2019 в 21:54
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.