Романова Наталья Николаевна

Мультимедийные технологии в ДОУ

  «Мультимедийные технологии в ДОУ»

  Мультимедийные технологии пока не нашли широкого применения в дошкольном образовании, хотя они имеют преимущества перед традиционным занятием. Мультимедиа предполагает одновременное использование различных форм представления информации: аудио-, видеоизображения, анимацию текста. Таким образом, воздействуя и через слуховой, и через зрительный канал, мультимедиа создает условия для получения и усвоения информации.

  В ДОУ мультимедийные технологии могут применятся в виде компьютерных программ, слайд-фильмов и презентаций по силам большинству педагогов, так как не требует углубленных знаний компьютерных технологий. Воспитатель может создать фильм или презентацию, учитывая особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии. Подобные компьютерные продукты, как правило, вызывают интерес у детей за счет реалистичности и динамичности изображения, использования анимации, да и компьютер сам по себе очень привлекателен для большинства детей. Многие родители знают, как нелегко оторвать от него ребенка. А если есть интерес, то возникает желание заниматься.

  Еще один плюс – возможность дистанционного обучения родителей. Родители хотели бы дома заниматься развитием своих детей. Однако часто не знают, чем именно заниматься с ребенком, или делают это методически неграмотно. Проблему можно решить, предлагая родителям диски с занятиями для закрепления того же материала дома. Таким путем, ребенок, пропустивший по разным причинам большое количество занятий, может получать необходимые знания дома. Такую практику можно распространить и на детей, по состоянию здоровья не посещающих детский сад или посещавших группы кратковременного пребывания.

  Тематика презентаций может быть разная: занятия по математике, виртуальные посещения картинных галерей, знакомство с природой, правила безопасного поведения дома и на улице.

  Практика показала, что при условии систематического использования в ко­ррек­цион­но-раз­ви­ва­ющем процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.

Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:

дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать; у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей; полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения; презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку и т. д.).

Тематика презентаций в пособии разнообразна, поэтому в детском саду его могут использовать и воспитатели, и учитель-дефектолог, и педагоги дополнительного образования. Для педагогов разработаны примерные конспекты занятий с применением мультимедийных презентаций и даны рекомендации по их проведению (На родительских собраниях и консультациях пособие было представлено родителям воспитанников. Теперь многие из них занимаются с детьми дома, используя диск с презентациями. Это помогает родителям закрепить знания, полученные детьми на занятиях с педагогом-психологом. Многие родители пользуются электронной версией пособия, представленной в Интернете.

В заключение отметим, что умелое сочетание традиционных и информационных средств зависит от квалификации и мастерства педагога-психолога, методики, которую он применяет, уровня владения компьютером.

Компьютерные технологии должны органично встраиваться в систему работы педагога-психолога, не заменяя непосредственного межличностного общения с детьми, а лишь помогая решать поставленные задачи.

Рекомендации для педагогов по использованию мультимедийных презентаций на занятиях

1.Презентация редко обходится без средств наглядности. Их задача – придать выступлению убедительность. Правильное использование этих средств значительно оживит презентацию и зафиксирует материал в памяти.

2.Средства наглядности желательно применять только тогда, когда они могут усилить воздействие высказывания.

3.При демонстрации слайдов и обращении к аудитории лучше всего стоять слева от экрана (если смотреть из зала). В силу того что мы читаем слева направо, сначала слушатели будут смотреть на педагога, а потом переведут взгляд направо на экран, где представлена более подробная информация.

4.Педагог будет выглядеть естественно, если расположится под небольшим углом к детской аудитории. Можно занять более "сильную" позицию, полностью развернувшись лицом к дошкольникам.

5.Быстро посмотрев на изображение (предмет), можно жестом левой руки привлечь к нему внимание аудитории. Жест должен быть очень коротким. Затем следует снова повернуться и обратиться к аудитории.

6.При временном выключении проекционного оборудования или перерыве в показе слайдов желательно переместиться в центр кабинета и продолжить презентацию.

7.Если использовать средства наглядности больше не предполагается, рекомендуется встать вполоборота к детям слева от оборудования и продолжить занятие.

8.Не следует:

– говорить, повернувшись спиной к детям;

– читать конспект занятия;

– загораживать демонстрируемое изображение;

– допускать, чтобы используемое средство играло главную роль в презентации; 
– выдавать раздаточный материал во время презентации.

11 февраля 2019 в 21:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.