Романова Наталья Николаевна

Конспект досуга

Досуг «Чудеса в музыке» (опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане..»)

Цель: Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической музыкой

Задачи:

Обогащать музыкальные впечатления детей через:

- знакомство с фрагментами оперы Н.А. Корсакова «Сказка о царе Салтане»;

- показ иллюстраций и репродукции художников;

- поэзию А.С. Пушкина.

Продолжать формировать умение подбирать прилагательные со сходным значением.

Воспитывать любовь к музыке.

Оборудование: иллюстрации к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» из сборника «Мир музыкальных образов»: слушаем музыку вместе с ребеноком. Советы музыкальным руководителям (подготовительная группа). Составитель С.В. Конкевич, художник О. Капустина; репродукция М.Врубеля «Царевна Лебедь» (формат А3); иллюстрация художника – иллюстратора И. Билибина «Царевна Лебедь», «рубины», шкатулка (сундучок), смайлики настроения, аудиозаписи чудес Н.А.Римского – Корсакого, магнитофон.

Дети входят в зал под музыку Римского-Корсакова, садятся на стулья.

Музыкальный руководитель:Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, что обозначает слово «чудо»? (ответы детей). Чудо – это что – то необычное, редкое, необъяснимое.

- Где чаще всего происходят чудеса? (ответы детей) Конечно, чудеса чаще всего происходят в сказках. А вы любите сказки? (ответы детей)

- Сегодня музыка приглашает вас пойти в сказку. Хотите пойти? (ответы детей)

Звучит музыка тема «Дворец Леденец». Затем музыкальный руководитель читает текст, а воспитатель показывает иллюстрацию «Три девицы»:

Три девицы под окном, 
Пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица, –
Говорит одна девица
Я б на весь крещеный мир,
Приготовила бы пир».
«Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица,
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна».
«Кабы я была царица, –
Третья молвила  сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила б богатыря».

Музыкальный руководитель:Как называется эта сказка? (Сказка о царе Салтане)
- Кто написал эту сказку? (А. С. Пушкин)

Воспитатель показывает портрет А.С. Пушкина.

Музыкальный руководитель:

- По этой сказке была написана опера русским композитором Николаем Андреевичем Римским – Корсаковым.

Воспитатель показывает портрет А.Н.Римского – Корсакова.

Ребята, я назвала слово «опера», кто знает, что обозначает это слово? Опера – это музыкальный спектакль, в котором все актеры поют, а не говорят.

С детства Николай Андреевич Римский – Корсаков любил сказки, часто писал оперы на сюжеты сказок, поэтому его называют композитором - сказочником. Николай Андреевич написал оперы на сюжеты сказок «Снегурочка», «Золотой петушок». Воспитатель показывает иллюстрации.

Кроме этих опер, он написал оперу «Сказка о царе Салтане». Эту оперу он написал, когда А.С. Пушкину исполнилось 100 лет со дня его рождения. В этой сказке есть различные чудеса, и Николай Андреевич Римский – Корсаков рассказал нам об этих чудесах при помощи музыки. А помните ли вы, какие это были чудеса? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Все правильно. А сейчас мы с вами попробуем при помощи музыки узнать, о каком чуде идет речь.

Звучит тема “Белка”

Дети: Композитор изобразил Белку.

Музыкальный руководитель: А как вы догадались? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Нам подсказала музыка. Она звучала на высоких звуках, легко, отрывисто. Эта музыка, какая: легкая или тяжелая? (ответы детей)

- Почему музыка отрывистая? (белка скачет)

- Почему музыка легкая? (белочка маленькая, песенку поет)

Музыкальный руководитель: Белочка песенку поет, А какую песенку она поет, вы узнали?

Дети: Да, это русская народная песенка “Во саду ли в огороде”.

Воспитатель:показывает иллюстрацию 1 чуда, и говорит:

- Послушайте, какие красивые слова в этой сказке написал А.С.Пушкин:

“Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет, 
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут”


Музыкальный руководитель:

- Музыка вам понравилась? У нас есть ларец. Посмотрите, он внутри пустой. Чтобы наполнить его изумрудами нам надо сказать, какая была музыка. За правильный ответ, в ларец кладется изумруд. Посмотрим, сколько изумрудов, вы сможете набрать. Дети подбирают синонимы (веселая, шутливая, праздничная, игривая, озорная, задорная, живая, радужная, счастливая). Воспитатель опускает изумруд в ларец за каждый правильный ответ.

Воспитатель: Сколько разных слов мы с вами вспомнили. У вас есть смайлики. Поднимите тот смайлик, который показывает ваше настроение после прослушивания этой музыки.

Музыкальный руководитель:А теперь – внимание, чудеса продолжаются. Я предлагаю вам пройти на берег моря. Вставайте с ваших стульчиков, присаживайтесь на ковер, закрывайте глаза, и представьте, что вы на берегу моря. Сейчас зазвучит музыка, и вы попробуйте отгадать, что она изображает. А потом вы скажете, что вы услышали.

Музыкальный руководитель включает фрагмент оперы «33 богатыря»

Музыкальный руководитель: С каким же чудом мы с вами повстречались? (ответы детей)

- Какие музыкальные инструменты вы услышали? (ответы детей)

- Какой характер музыки показывает богатырей? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Этот фрагмент звучит торжественно, четко. Фанфары как будто призывают, чтобы все обратили внимание на то, что сейчас произойдет. С первых звуков уже понятно, что музыка изображает бесстрашных богатырей. Музыка звучит громко (форте). Богатыри обходят свои владения четким шагом, так и передается темп, характер музыки.

Воспитатель:

- Давайте послушаем, как А.С. Пушкин рассказал о богатырях в своей сказке.

Воспитатель показывает иллюстрацию 2 чуда, читая отрывок из сказки.

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
33 богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор”


А теперь, давайте попробуем изобразить богатырей.

Музыкальный руководитель включает фрагмент оперы «33 богатыря», а дети передают движениями образ богатырей.

Воспитатель:Какое настроение у вас стало после прослушивания музыки о богатырях.

Покажите это вашими смайликами.

Дети показывают смайлики.

Музыкальный руководитель:Вот мы с вами и вспомнили все чудеса из сказки.

Воспитатель: Ребята, а все ли чудеса мы с вами вспомнили? (ответы детей).

Конечно, мы не сказали про третье чудо. Кто помнит, что это за чудо? (ответы детей) Правильно, речь пойдет о прекрасной царевне Лебеди.

Воспитатель показывает картину И. Билибина и говорит:

- Ребята, посмотрите, как художник – иллюстратор Иван Билибин изобразил «Царевну Лебедь».

Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.


А как рассказывает А.С.Пушкин о царевне Лебедь, мы сейчас услышим от ребят.

Дети в виде диалога декламируют отрывок из сказки:


За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит”


Воспитатель: Не только художники – иллюстраторы изображали Царевну лебедь, но и художник Михаил Врубель написал картину «Царевна Лебедь».

Перед нами прекрасная царевна-лебедь из сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане». На переднем плане художник изображает белоснежные, воздушные перья царевны. На голове у царевны красуется большая ажурная корона с множеством голубых камней. Царевна-лебедь здесь как луч надежды на светлое будущее.

Музыкальный руководитель: Давайте мы с вами немного пофантазируем: если бы вы были композиторами, то какую бы музыку вы написали к образу царевны Лебедь? (ответы детей)

А теперь давайте послушаем музыку, как она рассказывает о царевне.

Музыкальный руководитель:

Музыка, которая раскрывает образ царевны Лебеди очень напевная, звучит нежно и таинственно. Звук усиливается в тот момент, когда белая Лебедь превращается в прекрасную Царевну, и восхищению и удивлению князя Гвидона нет конца.

Воспитатель делает жест рукой от иллюстрации И.Билибина к картине М.Врубеля, тем самым показывая превращение царевны.

Воспитатель:Обратите внимание, какая царевна красивая, стройная, изящная, воздушная. Какое настроение появилось у вас, после прослушивания музыки, покажите вашими смайликами. Дети поднимают смайлики.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, как чудеса помогли нам увидеть и услышать различные виды искусства: поэзия, музыка, изобразительное искусство.

- Мы сегодня слушали фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане». Кто автор этой оперы? (ответы детей)

Воспитатель: Какое настроение стало у вас после прослушивания оперы Николая Андреевича Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»? Выберите смайлик и покажите его нам.

Мы сегодня видели много смайликов- улыбочек, значит, музыкальные чудеса вам понравились.






9 октября 2019 в 15:28

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.